Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 10.01.1883 в г. Николаевске (ныне г. Пугачёв Саратовской области); отец - граф Толстой Н.А., мать – детская писательница Бостром А.Л., урождённая Тургенева. Учился в Петербургском технологическом институте (1901-07). В 1905 - первые стихи; в 1907 опубликовал сборник стихов «Лирика». В сборнике прозы «Сорочьи сказки» (1910) и книге стихов «За синими реками» (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность ему принесли рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл «Заволжье»), а также примыкающие к ним романы «Чудаки» («Две жизни» и «Хромой барин»). В 1914 -1916 как военный корреспондент газеты «Русские ведомости» совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне. В 1919 эмигрировал, в 1923 вернулся. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в повести «Детство Никиты». Написал научно-фантастические романы - «Аэлита» (1923, экранизироан)) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1927, экранизирован). Автор монументальной трилогии «Хождение по мукам» (экранизирован), исторического романа «Пётр Первый» (экранизирован). В 1936 опубликовал книгу для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (по мотивам итальянской повести; зкранизирован). Патриотическая тема проходит через всё его творчество периода Великой Отечественной войны.